Jack Kerouac, Steve Allen - Poetry For The Beat Generation (1958)
Альбом: vk.cc/89CFh7
Писатель-битник Джек Керуак любил джаз с такой неистовой силой, понять которую сможет не каждый. По его словам, он пытался создать джазовую манеру письма — принцип сочинения, напоминающий боп в музыке, отчетливее всего проявившийся в его прекрасной поэме «Mexico City Blues» (1959):
Чарли Паркер на вид словно Будда
Чарли Паркер, что умер недавно...
«Ярко-ярко, уоп» Чарли извергся
Легкие его разогнались настолько
Что лихачи только мечтали
И желали
Его бесконечного Торможения
Джек Керуак, Mexico City Blues
Альбом «Poetry for the Beat Generation» стал дебютом для Керуака-музыканта. Как ни странно, запись стала побочным продуктом первого катастрофического выступления писателя в нью-йоркском джазовом клубе Village Vanguard в декабре 1957 года. На втором же выступлении Джеку Керуаку на пианино аккомпанировал актер и музыкант Стив Аллен. Совместный концерт у них вышел настолько замечательным, что дал толчок короткой, но чрезвычайно яркой карьере Джека в качестве музыканта и записывающегося исполнителя.
Пластинка «Poetry for the Beat Generation» стала первой музыкальной записью Керуака, инициатива создания которой исходила либо от Стива Аллена, либо от его друга Боба Тьеле — продюсера, работающего в то время на Dot Records. Альбом был записан за одну сессию и с первой же попытки.
Открывает запись изящное пианино Аллена, затем вступает Керуак, на протяжении семи минут считывая с листа «October in the Railroad Earth». Его чтение само по себе искусство, независимо от игры Аллена — два исполнения сосуществуют и перетекают друг в друга, по существу не соединяясь, но формируя особую форму джаза. Керуак занимается своим делом, Аллен — своим, результат — шедеврален. Это похоже на мюзикл, несмотря на кажущееся монотонным чтение Керуака, ни разу не приостанавливающегося и не подстраивающегося под игру пианиста — его голос витает в собственном ритме, а Аллен уже играет под Керуака. В процессе прослушивания можно открыть разные грани творчества и личности Джека Керуака — как в продолжительных номерах вроде «October in the Railroad Earth», так и в мимолетных бриллиантах «Deadbelly» и «Charlie Parker».
Законченный в марте 1958 года, «Poetry for the Beat Generation» стал одной из вех грамзаписи пятидесятых. Однако, альбом настолько испугал президента Dot Records Рэнди Вуда своим нестандартным повествованием, дерзким языком и поднимаемыми темами, что релиз был отменен. В торговых же документах Вуд описал запись как «безвкусную и сомнительную». Чуть более сотни копий из каталога компании (номер 3154) были разосланы диск-жокеям и ревьюерам, тем самым сделав эту пластинку одной из самых редких в истории Dot Records. В итоге, из-за споров Dot Records покинул Тьеле и восстановил запись уже на лейбле Hanover, созданном вместе с Алленом (уже бывшим в то время, фактически, живым воплощением поп-культуры). В результате этих усилий «Poetry for the Beat Generation» все же увидел свет в июне 1959-го.
Альбом по-прежнему стоит прослушивания и настолько же важен для нашего времени, как и для 1959-го года, а может даже и больше...
1. October In The Railroad Earth
2. Deadbelly
3. Charlie Parker
4. The Sounds Of The Universe Coming In My Window
5. One Mother
6. Goofing At The Table
7. Bowery Blues
8. Abraham
9. Dave Brubeck
10. I Had A Slouch Hat Too One Time
11. The Wheel Of The Quivering Meat Conception
12. McDougal Street Blues
13. The Moon Her Majesty
14. I'd Rather Be Thin Than Famous
Перевод Артема Макояна для Art Traffic. Культура. Искусство